Ничего оригинального в путевых заметках давно уж нет. Описаны и путешествия из Петербурга в Москву, и в обратную сторону. Было множество выдающихся путевых заметок, даже «Москва — Петушки»!
Но поездка в Крым натолкнула меня на небольшой опус об этом совершенно не случайно. Слишком много вбросов было на крымскую тему за последние четыре года. А что можно противопоставить лавине вранья написанного людьми, которые возможно и не были ни разу на полуострове, и уж точно писали свои статьи не находясь здесь?
Пожалуй, только личные наблюдения.
Нет! Я ни с кем не собираюсь спорить и что-либо доказывать. Я просто сделаю несколько заметок. Как очевидец. Как человек, который предыдущий раз в Крыму был десять лет назад, когда республика относилась к другому государству.
А был ли мост?
В Симферополь я ехал из Донецка. Автобусным рейсом «Донецк-Ялта», который следовал по свежепостроенному Крымскому мосту. Приближение к объекту, о котором столько писали очень волновало. Не потому, что открывая его по нему проехал сам Путин, а именно благодаря троллям различного покроя, которые вещали, что и моста-то нет: он то ли картонный, то ли голографический, то ли способен выдержать не более двух велосипедистов одновременно.
Я конечно же не на секунду не сомневался в наличии адекватной конструкции, но уж очень не терпелось «поставить жирную галочку» для себя. Ибо имел диалоги с людьми, которые мне пытались растолковать про события в Донецке, ибо они что-то там «своими глазами на Ютюбе видели»…
Так вот господа, которые что-то смотрели, читали и слышали:
— Мост есть, функционирует, железнодорожная его часть строится. Суда плавают, море на месте, ветром никого не сдувает. А укросомневающимся в данных фактах следует обращаться за медицинской помощью.
Впрочем, могут написать мне, уверен, что смогу поставить диагноз просто по письму и совершенно бесплатно. Но лечиться — к дипломированным специалистам!
«- Не был в Керчи?
— Так сиди и молчи!» (с)
Город-герой Керчь не порадовал. Возможности прогуляться по городу не было, а вот проезд автобусом через город напоминал перемещение по рынку. Все какое-то пестрое и безвкусное, нагроможденное и стиснутое.
Впрочем, очень скоро стало очевидно, что это результат бездарной работы местного градостроительства как минимум двух-трех десятков лет. Может в планах нынешний властей и есть нечто облагораживающее, но это еще реализовать нужно.
Зато пустяками и показухой активно не занимаются: висят названия улиц на украинском языке — и висят себе. Таблички еще хорошие, названия явно никто менять не собирается, а у местного населения с украинским языком проблем нет.
Эх, дороги!
Керченская грусть очень скоро забылась. Ее сменила тоска феодосийская. Подъезжая к этому славному городу я заметил, что наш автолайнер движется в среднем со скоростью велосипедиста. И это не фигура речи, а оптимистический комментарий! Так мы ехали более двух часов!
Однако, проблему заметил не только я! Ее осознали давно и отнеслись серьезно: параллельно велось строительство новых дорог. Въезжая в Симферополь я совершенно четко понимал, что в Крыму строятся сотни километров трасс! Местные мне это подтвердили.
Про себя я отметил, что пожалуй и сам бы начал наводить порядок в инфраструктуре региона именно с дорог. Ибо как заполнить шикарный отель туристами, если они будут умирать не добравшись?
Столица республики
Здесь придется сделать отступление в прошлое.
Так уж вышло, что посещая Симферополь примерно в 2011-2012 году я счел его весьма грязным. Не буду живописать то, с чем пришлось столкнуться лет шесть назад, равно как и рассказывать байки о том, что город сейчас поражает чистотой. Но то что столица Крыма стала изрядно чище — факт.
Общаясь с местными, постоянно узнавал, что «этот памятник недавно восстановили», «парк Гагарина привели в порядок», «храм Александра Невского достроили», возводят мечеть, обустроили Пушкинку и так далее, и тому подобное. Причем все это относится именно к периоду возвращения Крыма в состав Российской Федерации.
Люди не страдают избыточными доходами, цены среднероссийские с некоторыми региональными перекосами, но горевать никому не приходит в голову. Заметно обновление подвижного состава общественного транспорта, афиши сообщают о концертах звезд эстрады, мусор вывозят новенькие КаМаЗы. Иначе говоря — улучшения качества жизни не заметит только слепой.
Кстати, и здесь никого не смущают названия «улица Киевская», «гостиница «Украина» и им подобные.
Хорошо поют!
Продолжая наболевшую тему, также отмечу, что где-нибудь на рынке можно запросто услышать украинскую речь. Это никого не смущает и не возбуждает. А уличные певцы на Пушкинке поют одинаково здорово на русском, английском и украинском.
Лично мне кавер от крымских менестрелей на «Я нэ здамся бэз бою» («Океан Эльзы») очень понравился!
Впрочем, тем, кто следит за официальными источниками известно, что государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский. Последний также частенько звучит на улицах.
Как по мне, то языковая демократия Крыма отлично демонстрирует, что все проблемы возникающие в данной плоскости — искусственны и проявляются лишь там, где они нужны каким-то политическим течениям.
Какой же Крым без фестиваля?
Исторически места привлекающие туристов любят проводить фестивали. Мои «крымские каникулы» тоже не обошлись без такого явления. Организаторы фестиваля «Фуна 2018» пригласили моих друзей для проведения мастер-классов по кузнечному делу. Так вместе с Крымским отделением Творческого союза кузнецов пофестивалил и я у горы Демерджи, что с крымско-татарского, между прочим, переводится — «кузнец»!
Как независимый наблюдатель — отмечу весьма приличную работу организаторов. Небольшой местный фестиваль, на котором все происходит вовремя, музыканты не лажают, репертуар — не раздражает, вокалисты — приличные, танцы — ритмичные, туалеты — отличные… И все выездное, удаленное от привычной цивилизации!
Как участник события, сообщу, что желающих пройти кузнечный мастер-класс было с избытком, а зрители были со всех концов России: Киров, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Омск, Челябинск — это вот совершенно точно (были на мастер-классах)! А опрашивать каждого — «откуда он?» — было некогда, да и незачем. Даже выборочное общение давало понимание, что география отдыхающих в Крыму остается очень широкой.
Цена вопроса
Хотим или нет, но в повседневной жизни постоянно прицениваемся. Каждый понимает, что в существующем мире само по себе численное выражение заработной платы — не исчерпывающая информация. Важен также уровень цен в регионе, тарифы на аренду жилья и тому подобные вещи. Соотношение среднего заработка и средних расходов и являются более точным ответом на вопрос — «Хорошо ли живут люди?»
В сегодняшнем Крыму все явно не просто. Этот регион далек от статуса высокооплачиваемого, в тоже время цены достаточно средние, а по некоторым позициям «кусаются». Впрочем, все что может укусить находится далеко от определения «первой необходимости», зато проезд в троллейбусе — 14 рублей, а вот в Калининграде — 22.
Обобщая, можно сказать, что местным жителям шиковать не приходится. С другой стороны — у них нет необходимости копить на отдых в Крыму, так как очень многое местным доступно куда проще чем приезжим. Вопрос только в свободном времени. Ведь давно известно, что жителю городка на берегу моря вечно времени искупаться не хватает!
От всей души благодарю Раима Минаева и Юлию Козлову, благодаря которым состоялись мои «крымские каникулы», а также моего замечательного персонального экскурсовода по Симферополю Евгению Шебалову.