Пт. Дек 9th, 2022
Евгений Лавриненко

Последнее время мы стали очень часто слышать слово «импортозамещение». Причем это «последнее время» – продолжительно и ровно на столько, чтоб мы уже не только слышали рассуждения и высказывания на эту тему, но и увидели определенные плоды этого самого замещения.

Не собираюсь вступать в полемику с людьми, которые считают, что жизнь без «Биг-Мака» никчемна, а без Coca-Cola Новый год не наступит никогда. Боюсь, что этой категории потребителей вряд ли кто-то вообще сможет реально чем-то помочь. Я хочу затронуть некоторые вопросы для тех, кто понимает, что импортозамещение действительно необходимо, как бы мы к нему не относились.

И откуда оно вообще взялось на нашу голову?

Ответ на этот вопрос очевиден — в результате возникших санкций. Но разве такой ответ дает понимание глубины процессов происходящих? Может стоит задуматься над тем, почему эти санкции нас вдруг затрагивают?

Могла ли полвека назад наших граждан испугать перспектива остаться без бургера на обед? Нет конечно. Мы без них спокойно обходились, как и без многого другого, ибо импортозамещение у нас уже однажды было!

Просто потом, нам активно впаривали, что все производимое нами — убого, а импортируемое у них — совершенно. Собственно, совершенно нормальна ситуация на рынке, где каждому нужно продать свой товар. И вот когда под разными соусами нам внедрили свои хорошие и не очень, нужные и ненужные штуки, а наше производство аналогов вымерло или безнадежно отстало, появился новый рычаг давления, из разряда – «А кто будете себя плохо вести – неделя без сладкого!»

Что же значат санкции на самом деле?

Рассуждений на эту тему множество, как и предложений по защите от санкций и борьбе с этим явлением. Но важно понимать основное — мы имеем дело с неприличными людьми, обещания которых стоят не дороже бумаги, на которой они написаны. Точка!

Вы будете верить соседу-алкоголику, который занимает деньги, чтоб выпить «в последний раз, ибо в понедельник он завязывает»? Вы станете доверять человеку, которого неоднократно уличили в обмане? То-то и оно!

Так что самое главное во всех этих импортных санкциях и плясок с бубнами вокруг них, заключается в том, что:

  1. Они нас обманывали.
  2. Им не нравится, когда мы понимаем, что нас обманывают.
  3. Они нас продолжают обманывать.
  4. Они нас собираются обманывать дальше.
  5. Они врут всегда. Ложь у них — не рудимент и не атавизм, а врожденный полноценный орган.

Что мы собственно замещаем?

Теперь можно перейти и к самому предмету импортозамещения. Когда производители отечественного самолета решают проблему заменить на нем детали и узлы, поставлявшиеся раньше из вне — это дело важное и нужное. Так как есть необходимость в этом самом самолете. Ведь мы пока не научились осуществлять авиа-перелеты с помощью других машин.

А вот когда местный предприниматель придумывает, как бургера с одним названием, продавать под другим названием, мне становится грустно.

А что, фантазии не хватило предложить вместо импортной котлеты в булке, русский расстегай или какой-нибудь другой удобный для быстрой еды продукт национальной кухни одного из многочисленных народов Российской Федерации? Или не достаточно профессионализма у местных маркетологов, чтоб вывести на новый уровень раскрутки шаурму и чебуреки?

Что же вы на самом деле замещаете, если вместо вчерашнего оригинала, предлагаете сегодня копию, которая по определению обречена если не на провал, то всегда идти в кильватере «флагмана», осуществляя тем самым ему поддержку!? Вы замещаете обманщика, который отлучился (или переоделся) на себя, совершенно такого же обманщика, только более глупого, способного только «творчески» копировать.

Это у них хватило дерзости и ума заменить на нашем столе пирожки и сосиски в тесте, бутерброды и вареники, на бургеры и хот-доги, сендвичи и роллы! А у наших импортозаместителей что-то слабенькая команда собралась.

Так что в сегменте массового питания явно требуется замещение импортозаместителей для начала. Впрочем, и не только в этом.

И как же мы это делаем?

Кроме того что происходит, часто немаловажным, а иногда и решающим является — как это происходит. Простой пример: мне поступила некоторая сумма, возможно это и приятное событие, но давайте рассмотрим варианты токо как это случилось:

  • я получил заработанные деньги;
  • знакомый мне вернул долг;
  • я выиграл в лотерею;
  • мне «швырнули деньги в лицо» (пусть даже фигурально).

Согласитесь, эмоциональная окраска этого финансового поступления будет совершенно различной.

Реклама — это как раз и есть тот механизм, который отвечает за то как нам предлагаются товары и услуги. И если мы говорим о каком-то там замещении, то необходимо заместить и манеру подачи, принципы воздействия, то есть изменить подходы к самой рекламе. Но включая телевизор, мы скорее увидим, что Дед Мороз тупо станет исполняющим обязанности Санта Клауса на новогодней распродаже Coca-Cola, а банковские услуги начнут предлагать девицы в кокошниках.

Конечно! В продвижение заливаются такие рекламные бюджеты, что волнистые попугайчики начинают цитировать рекламные слоганы. Так что? Уважаемый рекламодатель будет уповать только на это? Или может задумается над тем, что самое жизненно необходимое не очень-то и нуждается в рекламе, если вообще в ней нуждается?

Может настало время импортозаместиться на столько, что изменить их заботливо нам презентованную методу, которая между прочим устарела давно, о чем целые книги были написаны, и пересмотреть рекламные бюджеты, а возможно и серьезно их сократить?

Чем это заместить?

Прежде чем решить «чем», следует понимать «зачем?»

Перво-наперво следует подумать над тем, а так ли нужно то, что исчезло с нашего рынка? Мы тысячелетия прожили не зная о существовании суши, мусульманский мир превосходно обходится без сала на ужин, нужны ли эскимосам бананы, мексиканцы не очень любят вьетнамские конические шляпы, а в Юго-восточной Азии не слишком востребованы сомбреро (хотя солнце палит примерно одинаково).

Совсем недавно мы слушали грампластинки, смотрели видео на кассетах, а теперь многие забывают как выглядит лазерный диск. Время также вносит свои коррективы, поэтому стоит помнить, когда вы сегодня создаете аналог чего-то, вы копируете прошлое. Причем возможно это прошлое вообще скоро перестанет быть необходимым.

Кстати, все знают, что Левша подковал аглицкую блоху. Никто толком не знает для чего англичане ее вообще сделали.

Помнить всем!

Никто из наших великих предков не занимался клонированием чьих-то достижений. Ни Ломоносов, ни Калашников, ни Королев, ни Трашутин не стали бы национальной гордостью, если бы не искали свои пути решения возникших задач и проблем.

Но у нас, богатых не только на ресурсы, но и на таланты почему-то паровоз братьев Черепановых может пыхтеть на далеком руднике, а мобильная связь оказаться не рентабельной для широкого потребителя. Наши изобретения могут публиковаться в «Технике молодежи» и ставиться на поток где-то там, чтоб потом прийти на наш рынок с волшебной сопроводительной приставкой «импортный товар», а наши рацпредложения превращаться в их лайф-хаки.

Об этом и многом другом важно помнить! И не только современному импортозаместителю, а помнить всем.

Для PR, реклама & Co

Добавить комментарий