Граненый стакан – известнейший и, наверное, самый массовый, атрибут советского быта был впервые изготовлен 11 сентября 1943 года на старейшем стекольном заводе России в городе Гусь-Хрустальный. Во всяком случае так утверждают многочисленные источники.
Сегодня граненый стакан превращается в раритет, вызывающий ностальгию. Но он имеет достаточно интересную историю. Считается, что дизайн этого стакана разработала известный советский скульптор, создательница знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина. По одной из легенд, она создала этот «шедевр» стеклянной посуды вместе с автором «Черного квадрата» Казимиром Малевичем в блокадном Ленинграде в 1943 году.
Появление граненого стакана обусловлено не только минимализмом дизайнеров XX века, но и научно-техническим прогрессом. Форму и структуру стакана продиктовала производственная необходимость. Еще до войны советскими инженерами было изобретена посудомоечная машина, в которой могла мыться посуда только определенной формы и размера. Граненый стакан отлично подходил для этого агрегата, и к тому же он был очень прочный благодаря толщине и особого способа изготовления стекла.
Стакан был очень экономичен в производстве. Его стоимость зависела от количества граней. Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17 гранями, но выпуск с нечетным количеством граней более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном – с 16 гранями. Первые граненые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-тигранный – 7 копеек, а более рифленый, с 20 гранями – 14 копеек. Вместимость стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка — 200 мл, до краев — 250 мл.
Советский граненый стакан повсеместно использовался в общепите. Этот факт признается специалистами неофициальным культурным знаком советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. И это действительно так. Общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах.
Известное выражение «сообразить на троих» неразрывно связано с граненым стаканом. Во времена Хрущева запретили торговать водкой в розлив, а из продажи убрали очень удобные для распития бутылки: «мерзавчики» — по 125 мл и «чекушки» — по 200 мл. Теперь полулитровая бутылка водки в 2 стакана не помещалась, а на три делилась идеально – «по совести»: по 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки. (Впрочем, Владимир Высоцкий не случайно упоминает “по 170 граммов на брата”, так как на линии розлива был предусмотрен небольшой перелив, который как раз и составлял примерно 10 граммов на пол-литровую бутылку.) А спасительный сосуд, помогавший качественно разделить пол-литру и комфортно ее употребить можно было одолжить в ближайшем сатураторе или столовой, на худой конец попросить в гастрономе.
Граненый стакан неплохо выдерживает кипяток, хотя если вы наливаете только вскипевшую воду, то лучше положить в него чайную ложку или установить в подстаканник. А вот пить горячий чай из гранчака, как и из любого другого стакана, совсем неудобно. Но в комплекте с упомянутым подстаканником вопрос решается как нельзя лучше. Таким образом обилие в обиходе граненых стаканов стимулировало изготовление подстаканников – от примитивной серийной штамповки, до удивительных по красоте серийных изделий и, даже, уникальных экземпляров авторской ручной работы. Конечно, своих подстаканников были удостоены не только граненые представители этой посуды, да и не первые, наверняка. Но учитывая массовость граненых стаканов, их вклад нельзя недооценивать.
В поездах Российской железной дороги чай по установившейся традиции и сегодня подают в граненых стаканах с подстаканниками. Биография граненого стакана продолжается. Хотя и сегодня этот сосуд можно смело назвать культовым.