Чт. Апр 18th, 2024
На фестивале "Кузнечный талисман"

Сложно сказать когда впервые и в каком качестве столкнулся с таким явлением как фестиваль. Знаю точно, что в моей жизни их оказалось много. А начиная с 2011 года фестивали плотно вошли в мою работу. Так уж сложилось, что это были кузнечные фестивали, а мне отводилась та или иная роль организатора. Приходилось бывать на многих мероприятиях такого рода и в качестве гостя. Сформировалась достаточно обширная география. Самым восточным моим фестивалем стал челябинский (Россия), а самым западным Гефайстон (Чехия), самым южным – симферопольский (тогда еще Украина), а самым северным – московский.
Давно подмывало поделиться различными мыслями и соображениями на фестивальные темы, да все как-то откладывал. Все равно ведь те кому нужно было что-то посоветовать, подсказать, обращались и получали нужную информацию. Ну, а на сколько эта тема интересна более широкой аудитории, не очень представлял.
Но недавно наступила кульминация, после которой понял, что писать нужно. И местами даже жестко. Так как кузнечных фестивалей становится все больше, а понимания происходящих процессов не добавляется. Пиковой точкой стал яркий выпад одного кузнеца, который, имея некоторое отношение к проведению четвертого по счету фестиваля в селе Истье, вопрошал у Василия Кондурова, организовавшего двенадцать фестивалей “Золотой двутавр” в Санкт-Петербурге (количество других тематических мероприятий, которые числятся за ним, вряд ли он может сосчитать сам): “Да ты знаешь, что такое организовать фестиваль?!”
Вот в этот момент для меня мир перевернулся. Я совершенно отчетливо понял, что у многих вовлеченных в процесс полностью отсутствует адекватное восприятие реальности происходящего. А мне есть что сказать организаторам и участникам. Уж извините, но это будут не только комплименты.

Летите голуби!

Фестивали, фестивали или: куда бедному кузнецу податься?
Как-то раз в мире возникло фестивальное движение.
Считается, что первыми фестивалями были музыкальные и родом они из Великобритании.
Как именно давно люди начали фестивалить выяснить не смог, но очевидно, что размах, вплоть до международного, они получили уже в XX веке. Да и понятно: скорость перемещения участников стала позволять людям относительно просто из Америки попасть в Сибирь, а из Москвы в Сидней. А уж из Чехии попасть на Октоберфест в Мюнхен — совершенно пустяковое дело.
Лично я считаю такие культурные события весьма позитивными как для мастеров, так и для жителей городов в которых они проходят. Однако последнее время начал замечать, что их количество просто начинает зашкаливать. То есть количество их таково, что если, скажем, российский кузнец решит посетить все фестивали своей страны, то ему придется потратить несколько лет. Да-да! Именно лет. Ибо технически за один год он это реализовать не сможет. Впрочем, также он не сможет эти годы полноценно работать.
Если учесть, что в году 52 недели и половина из них приходится на холодное время года, то остается в лучшем случае 26 недель на теплое время, которое необходимо. Ибо ковать для публики наиболее комфортно на открытом пространстве: и зрителей больше, да и не будут они вдыхать неполезный кузнечный угар.
Все становится еще хуже, когда мы вспомним, что Россия — достаточно северная страна, и в некоторых регионах «лето» еще короче. То есть распределяя равномерно по фестивалю в неделю мы получим в лучшем случае два десятка мероприятий.
Следует также не забывать, что существуют государственные, религиозные, муниципальные праздники и шоу-мероприятия, которые не позволяют проводить кузнечные фестивали, либо делают такое проведение бессмысленным. Так что еще пять выходных дней можем откинуть совершенно смело.
Регионов в Российской федерации значительно больше пятнадцати, а значит если брать по фестивалю на регион, то они неизбежно будут накладываться.

А кому это нужно?
Именно таким вопросом в 2016 году за месяц до II фестиваля кузнечного мастерства “Янтарный горн” меня поместили в уютное пространство между молотом и наковальней администрация города Пионерский с одной стороны, а кузнечное сообщество с другой.
Причем страстное желание пофестивалить изъявили кузнецы еще в 2015-м. В ответ я отметил целый ряд предупреждений и “но”, однако мне сказали: “Давай делать! Ты говори что нужно, а мы будем выполнять.” Администрация города совсем не разочаровалась в проведенном мероприятии и в январе 2016-го просто уговаривала провести в этом году обязательно (я совершенно четко говорил, что можно отложить второй фестиваль и на следующий год). Но вот за месяц до самого фестиваля, я услышал с одной и другой стороны почти слово в слово один и тот же тезис: “Так может (раз спонсоры денег давать не хотят), он и не нужен никому?”
Отличная мысль! Как нельзя лучше характеризует заботу о горожанах одних и стремление популяризовать кузнечное дело другими. Получалось, что нужно это только мне, который потратил десять месяцев на различные подготовительные мероприятия и даже нашел некоторых спонсоров. При этом я совершенно не был уверен, что успешное проведение фестиваля реализует мне какие-то материальные бонусы, зато точно понимал, что в сложившейся ситуации отказ от его проведения ляжет большим пятном именно на мою репутацию, как куратора этого мероприятия.
Ну, это все лирика. Иллюстрации на тему и не более того. Главная мораль этой части заключается в следующем: Принимая решение о проведении фестиваля организаторы должны совершенно четко представлять свои цели и задачи, заинтересованность, соизмерять предполагаемые затраты с ожидаемыми результатами. Идея: “Соберемся с парнями поковать и водки попить, а назовем это красиво – фестиваль.” Не только не нова, но уже набила оскомину. Такие фестивали были нужны на заре движения. С них все начиналось, но сегодня – это история. Кто хочет может ностальгировать по этим росткам энтузиазма, это совершенно нормально. Но любое явление имеет свой жизненный цикл, а продукт – срок хранения. Фестивали такого покроя уже “просрочены”. Люди воспринимают события яркие, значимые, достойно отражаемые в СМИ. Зритель может быть не искушенным в тонкостях ремесла, но трезвого кузнеца от пьяного он отличит без теста на алкоголь, а плохую организацию заметит совершенно естественно, например, – не обнаружив в удобной близости мусорник.

Продолжение следует…

Добавить комментарий