Самой значительной датой 2025 года, безусловно, является 80-летие Великой Победы. Этот праздник с неизбежным оттенком горечи утрат, выпавших на долю миллионов людей, поднявшихся на смертельную битву фашистскими нелюдями. Это момент памяти о героях и гордости за наших дедов и прадедов, не щадивших себя ни на поле брани, ни в работе у станков.
Еще недавно нам казалось, что победа в Великой Отечественной войне – это навсегда. Что в мире больше не поднимет голову нацизм, а здравый смысл неизбежно приведет человечество к миру и благополучию. Что вооруженные конфликты, которые где-то все-таки происходят, – это временно и локально. И нет у нас врагов, есть только соперники и конкуренты, ведь мы же мирные люди и зла никому не желаем. Что новых памятников войне больше не будет…
Но последние годы достаточно четко проявили наши заблуждения. Оказалось, что те, кого мы считали конкурентами, видят в нас врагов, локальные войны – это разминка перед войной глобальной, нацизм, к сожалению, сохранился, а памятники воинам-героям наших дней еще предстоит установить.
Оказалась, война была рядом
Город Донецк, который международное кузнечное сообщество до кризиса на Донбассе знало как площадку для задорных ежегодных фестивалей, превратился в горячую точку. О нем стали слышать все, но совсем в другом контексте. С 2014 года Донбасс поставлял новости все больше тревожные и трагичные.
Память о таких сложных временах, которые выпали на долю жителей Донецка и всего Донбасса обязательно находят отклики в творчестве. Своеобразный отпечаток этой войны хранит и яркая достопримечательность Донецка – Парк кованых фигур.
Свыше десяти лет с момента своего основания Парк кованых фигур ежегодно пополнялся сразу целой группой новых художественных композиций, скульптур, даже появлялись целые тематические аллеи. 2014 год сильно изменил ритмику проекта, однако не прервал его существование. Более того, в эти годы Парк кованых фигур пополнился очень емкими и знаковыми работами. И листая помеченные войной страницы уникального проекта, находишь достаточно много интересных фактов.
Творчество в условиях кризиса
Знаковым и памятным стал кузнечный фестиваль в сентябре 2014 года. Это было первое культурно-массовое мероприятие в Донецке после начала обстрелов города. Его важность сложно переоценить. Реакция людей, посетивших событие, давала понимание кузнецам, что их творчество необходимо людям. А вскоре после кузнечного мероприятия, начала оживать культурная жизнь Донецка — открывались театральные сезоны, объявлялись концерты и т. д. Однако, в тот год на аллеях Парка не добавилось новых экспонатов, хотя миниатюр было изготовлено великое множество.
Первыми работами, связанными с кризисом на Донбассе стали Голуби Мира. В 2014 году, когда у донецких мастеров еще теплилась надежда на то, что конфликт не разрастется до полномасштабной войны, Гильдия кузнецов Донбасса объявила акцию «Кованый Голубь Мира». Идею поддержали мастера многих стран и в Донецк «слетелись» десятки авторских работ.
Но только в 2015 году эти кованые голуби были задействованы при создании композиции «Спаси и сохрани». Символизм этой работы подчеркнут не только интернациональностью рукотворных посланцев мира, а еще и тем, что крест композиции собран из балок разрушенного при обстреле механического цеха кузнечного предприятия Виктора Бурдука.
В том же году Парк кованых фигур запечатлел в себе сложность этого периода еще одной творческой работой. Реакцией на вооруженный конфликт, развязанный на Донбассе киевским режимом в 2014 году, стала работа Алексея Ткаченко «Фашизм не пройдет!». Свою композицию мастер из Петропавловска-Камчатского попросил доставить амурских казаков, которые в 2015 году отправились оказывать помощь жителям Донбасса в трудное для них время.
Кстати, рассматривая обширную географию происхождения работ в Парке кованых фигур, следует отметить, что композиция «Фашизм не пройдет!» является самой восточной по месту изготовления.
В 2016 году Парк кованых фигур пополнился тремя скульптурами с совершенно разными судьбами.
Арку-беседку «Деревья» из разрушенного обстрелами донецкого аэропорта вывезли ополченцы. Израненная конструкция, оставаясь там, погибла бы окончательно. Кузнецов попросили «что-нибудь придумать, чтоб красота не пропала». Мастера отремонтировали изделие неизвестных авторов и установили работу в Парке кованых фигур неподалеку от Аллеи Сказок и детской площадки. Полученные повреждения, которые отчетливо видны на стволах «деревьев» арки-беседки, сохранили как память о трагических событиях в Донбассе.
Композиция «Перекуем мечи на орала» выполнена из гильз, осколков снарядов и другого металла, который нес смерть и разрушения на Донбасс. Это совместная творческая работа вместила в себе миниатюры кузнецов, которые продолжали работать и творить в объятом войной регионе.
Памятник медицинским работникам Донбасса и их самоотверженному труду был изготовлен по инициативе меценатов в мастерской Виктора Бурдука.
Безмолвные свидетели
Война расставляет свои акценты и многие события, о которых мы читали в учебниках истории, предстают перед нами в более ярких красках. Вот и тем, кто оказался в гуще событий текущей войны, Великая Отечественная уже не кажется чем-то далеким. Впрочем, как и многие другие события, испытывавшие нашу Отчизну на прочность.
Цитата императора Николая II — «Не зло победит зло, а только любовь», — стала лейтмотивом композиции воплощенной в 2017 году. Оригинальная беседка обращена входом к Аллее Архитектурных копий, которая теперь уже хранит на себе осколочные повреждения периода специальной военной операции.
Именно здесь, на аллеях сквера в самом центре Донецка, рядом с учебным корпусом университета, зданием городской администрации, магазинами и кафе, совершенно четко виден зверский оскал фашиствующих сил, развязавших эту войну на уничтожение. Осколки снарядов пришлись по скульптурам «Биг-Бен», «Пизанская Башня» и «Млын». Имеют боевые отметины скульптуры и в иных местах Парка – «Георгий Победоносец», «150» и другие. Несколько раз на территории сквера работали саперы, чтоб очистить ее от разбросанных из запрещенных кассетных боеприпасов противопехотных мин «лепесток».
Повреждения, полученные в результате обстрелов, решили не заделывать. Чтоб они демонстрировали потомкам истинное лицо врага, который, обстреливая мирные кварталы, рассыпая мины на детских площадках, даже стесняется носить фашистскую символику.
А чтобы связь времен не забыли наши потомки, сенью 2022 года мастера Гильдии кузнецов Донбасса завязали свой «Узел на память» и подарили его городу. Огромный прямой узел по авторскому замыслу не подлежит окрашиванию и выделяется естественным цветом ржавчины.
Часовня святых покровителей кузнечного дела
Особое внимание стоит уделить еще одной коллективной работе этого периода — действующей кованой часовне Святых бессребреников Космы и Дамиана.
В начале 2018 года идею поставить в Парке кованых фигур обыденную часовню автору проекта Виктору Бурдуку предложил донбасский богатырь Дмитрий Халаджи. Тем, кто не сталкивался с понятием «обыденная часовня», следует пояснить, что так называли в старину те храмы, которые община возводила сообща, пока солнце производило свой дневной обход. Автору проекта понравилась эта идея, а когда он выложил информацию о проекте в Сеть, почти сразу с ним связался мэтр кузнечного дела из Санкт-Петербурга Владимир Сохоневич.
Узнав, что эскиза еще нет, Владимир Юрьевич предложил не спешить его рисовать. Оказалось, что некогда мастер разрабатывал эскиз кованой часовни, но по каким-то причинам проект не был реализован. Владимир Сохоневич нашел в своих архивах эскиз и выслал Виктору Бурдуку, который взял его за основу будущей часовни.
Работы над конструкцией велись на безвозмездной основе. Кто помог с материалом, кто вложился своим трудом в общее дело. Имена мастеров, чей вклад в создание часовни наиболее весом, отлиты на специальной памятной табличке, установленной на одной из колонн сооружения. Но мастеров, принявших участие в проекте значительно больше. Тридцать восемь миниатюр, украсивших часовню, были изготовлены кузнецами из различных городов России.
Выбор святых объясняется очень просто: святые Косма и Дамиан — бессребреники и чудотворцы Асийские с давних пор почитаются как покровители кузнечного дела. Мастера Донбасса заслуженно считают часовню одним из наиболее выдающихся объектов в Парке кованых фигур. Проект, реализованный в очень сложное время, является посвящением всем православным кузнецам.
Фашизм не пройдет!
Подводя итог этому небольшому обзору соприкоснувшегося с войной арт-пространства, важно отметить, что вопреки всем сложностям и тяготам проект Парк кованых фигур в 2023 году получил статус экспозиционного отдела «Художественного музея «Арт-Донбасс». И теперь уже с музейной дотошностью фиксирует факты истории проекта, в том числе и творческого осмысления художниками реалий войны – как прошлой, так и современной.
Кузнецы на практике доказали, что кризис политический и экономический – еще не означает творческий кризис! А незримую связь времен и исторические параллели лаконично и ярко отразил в своей работе Алексей Ткаченко, еще в 2014 году вонзив штык времен Великой Отечественной войны в нацистский символ.