Весной 2020 года на набережной Кальмиуса в Донецке появился памятник Антону Павловичу Чехову отлитый из бронзы. Великий писатель сидит на стуле и смотрит в сторону своего родного Таганрога. Так художник и скульптор Равиль Акмаев запечатлел земляка, писателя и драматурга в год его 160-летия. Скульптурная композиция, органично расположена среди лавочек Набережной, которая сразу же увеличила посещаемость горожан именно в этой своей части, поблизости от моста по проспекту Ильича.
Художник
Говоря о начале творческого пути, Равиль Акмаев вспоминает юношеские годы, изостудию, преподавателя Ивана Кондратьевича Губского, но даже не останавливается на своих наградах и регалиях. Возможно, художник не считает их такими уж важными для себя, а может просто потому, что их перечисление займет достаточно много времени. Ведь на счету художника свыше полусотни персональных, республиканских и международных выставок, звание лауреата во множестве конкурсов и прочая, прочая.
Равиль Акмаев получил известность как художник-плакатист, в более зрелом творчестве большую часть своего времени стал посвящать станковой живописи, а еще позднее увлекся скульптурой в малых формах. Вот тут и оказалось, что таких форм не достаточно, а его творчество желают видеть в городском пространстве, так сказать, в натуральную величину.
История «Друга»
В 2014 году в Донецке, в самом начале бульвара Шевченко, возникла скульптурная композиция «Друг», которая сразу полюбилась дончанам.
— Эта композиция была сделана мной как скульптурная миниатюра из пластилина, — рассказывает Равиль Акмаев. — Я ее включил в состав экспозиции моей выставки в галерее Арт-Донбасс. Во время открытия выставки мэр города Александр Лукьянченко обратил внимание на эту работу и поинтересовался — могу ли я сделать эту работу крупнее?
Я сделал более крупный вариант, но Александр Алексеевич, увидев работу сказал, что имел ввиду совсем крупную работу. Такую, которую можно будет отлить в металле и установить на улице города. Задача меня заинтересовала, хотя я не представлял сразу как смогу ее реализовать, так как размеры моей мастерской просто не позволяли выполнить полноразмерную модель в глине и гипсе, что необходимо литейщикам для последующего воплощения в металле.
Не смотря на серьезные технические ограничения автор нашел способ выполнения работы из пластилина! Не найдя в тот момент возможности отлить работу в Донецке, автор нашел подрядчиков в Харьковской области, и весной 2014 года отлитая из латуни скульптура «Друг» прибыла в Донецк — буквально чудом, учитывая возникающие повсюду блок-посты, начинающиеся обстрелы и другие военные действия на Донбассе.
Небольшой сквер в начале бульвара Шевченко между улицами Артема и Челюскинцев на тот момент был уже прекрасно благоустроен, однако не хватало каких-то индивидуальных и запоминающихся штрихов. Очень душевных акцентом стала скульптура «Друг». Выполненный из латуни сентиментальный гражданин, прикрывающий собаку зонтиком от дождя — был очень тепло принят дончанами. Через какой-то год казалось, что скульптура там стояла всегда, а без нее этот фрагмент города уже невозможно представить.
Чехов, Baby bum и другие идеи
Отвечая на вопрос о результатах работы над памятником Чехову, Равиль Акмаев обращает внимание на главное с его точки зрения:
— Я прихожу туда вечером, я вижу людей которые гуляют, прикасаются, фотографируют. Я вижу реакцию людей на эту скульптуру и понимаю, что она им нужна. Это и есть самая высокая оценка моей работы. Остальное — не важно.
Отливать памятник Чехову подрядилось донецкое производство, знаменитое производством колоколов. Несмотря на сложные времена, специалисты отлично справились с непростой задачей.
— Форма для отливки очень сложная, рассказывает Равиль Акмаев, — поэтому отливали несколькими частями и соединяли с помощью аргонной сварки. Соединения подогнаны очень скрупулезно, швы заретушированы. Ребята молодцы!
Разговор о творческих планах, которых у художника масса, решили ограничить композицией «Baby bum». Образ мамаши с коляской создан художником уже давно, и запомнился очень многим. Однако его знают преимущественно по рисункам и репродукциям, но и автору, и множеству неравнодушных к творчеству дончан этот образ видится еще одной бронзовой скульптурой на набережной Кальмиуса.
«Baby bum» так просится появиться в бронзе на улице города, что случись оказаться участником процесса обсуждения этой работы, любой дончанин неизбежно начнет ощущать, что скульптура уже стоит где-то на Набережной, и даже представит конкретное место ее расположения. Мастер готов приступить к работе буквально — «завтра», но как обычно, вопрос упирается в средства, необходимые для реализации проекта. Металл, литье, транспортировка и прочие статьи расходов любого производственного процесса — никто не отменял. Следует заметить, что на изготовление «Друга» и «Чехова» не истрачено ни копейки бюджетных денег! Так что скульптуры Равиля Акмаева можно считать народными — в самом широком понимании этого слова. Кампания по сбору средств для еще одной душевной городской скульптуры уже начата. Момент с экономической точки зрения совершенно не благоприятный. Впрочем, речь идет о Донецке, где о финансовом благополучии последние годы никто не говорит. Но даже в таких условиях дончанам хватает душевности заботится о красоте городских улиц, о скульптурах, которые будут потомками восприниматься как истинно народное творение.
Справка: Равиль Сибгатуллович Акмаев — современный художник и скульптор. Родился 7 августа 1948 года в городе Кадиевка (ныне Стаханов) Луганской области. Живёт и работает в Донецке. Обучался живописи у заслуженного художника Украины Ивана Кондратьевича Губского, учился в Московском заочном университете искусств. Участник более 50-ти персональных, республиканских и международных выставок. Лауреат десяти премий республиканских и Всесоюзных конкурсов плаката, Первой премии выставки-конкурса им. Мусы Джалиля (г. Киев), награжден Почетной грамотой Министерства культуры Республики Татарстан.
С Равилем Акмаевым беседовал Евгений Лавриненко