В прошлом, 2021 году, Парку кованых фигур в Донецке исполнилось 20 лет. А в следующем состоится 25-й одноименный кузнечный фестиваль. Нынешний год также не обделен юбилейный датой кузнечного арт-проекта Виктора Бурдука. Именно десять лет назад определилась и начала формироваться центральная группа Парка кованых фигур. На главной площадке сквера возник Европейский Букет, а также был презентован Кузнец, ставший больше, чем очередной коллективной работой, – визиткой самого проекта, памятником творчеству и труду сотен мастеров со всего мира, привнесших труд и талант в яркую культурную достопримечательность Донецка.
Этапы развития
Сегодня у того, кто впервые посетит Парк кованых фигур, обязательно сложится впечатление, что сквер заполняли согласно некоего плана, предварительно задуманного. На самом деле одно из чудесных свойств этого уникального парка в том, что никакого генерального плана изначально не было. Более того, когда автор проекта Виктор Бурдук излагал идею мэру Донецка Владимиру Рыбаку, кузнец не подразумевал совершенно конкретное место. Сквер у городской администрации, как площадку для реализации кузнечно-творческого потенциала, предложил глава города, которому идея мастера показалась интересной.
Первые годы кузнецы просто демонстрировали возможности художественного металла, реализовывали свои творческие возможности в самых разных композициях, не объединенных какой-либо общей темой. Это была фаза эксперимента. Идея должна была пройти проверку временем, а главное мнением дончан. Кстати, и работы этого периода созданы исключительно донецкими мастерами.
К 2005 году интерес к проекту стал совершенно очевиден, но справедливости ради следует отметить, что парк тогда представлял несколько десятков весьма интересных работ расположенных как на выставке только в восточной части сквера, около центральной площадки.
Готовясь к проведению фестиваля в 2005 году, Виктор Бурдук поставил амбициозную задачу – создание целой аллеи кованых фигур объединенной одной творческой темой. Аллея Знаков Зодиака, органично вписавшись в Парк кованых фигур®, стала первой и запустила новый этап развития проекта. Аллея из двенадцати работ очень понравилась посетителям и такой подход применялся последующие годы.
К 2012 году территория Парка была освоена равномерно. Практически в каждой его части присутствовал художественный металл. Прогуливаясь по аллеям Парка, посетитель находился в постоянном контакте с кузнечным творчеством. И вот на этом этапе возник вопрос главного акцента Парка – его центральной композиции.
Коллективный памятник кузнецу
В 2012 году Виктор Бурдук утвердил сразу две творческие задачи – композицию “Кузнец” и коллективную работу “Европейский Букет”. В последствии реализованный замысел, подразумевал в центре главной клумбы Парка кованых фигур трехметровую фигуру кузнеца, а по ее окружности, в качестве легкого, больше визуального, ограждения – кованые цветы.
Каркас Кузнеца в 2012 году изготовили мастера Кузницы Гефеста и презентовали его во время традиционного фестиваля. Мастеров разных городов и стран пригласили создать небольшие миниатюры с тематикой своего города, региона, или мастерской, которые в последствии закреплялись на каркасе. Таким образом реализовывалась возможность участия в проекте многих мастеров, а Кузнец стал по-настоящему интернациональным, что усилило символичность центрального арт-объекта Парка.
Следует отметить, что прежде чем остановиться на конкретном образе, Виктором Бурдуком была проработана масса эскизов, часть из них даже были воплощены в макеты.
Выбор остановился на достаточно авангардном каркасном варианте, именно он позволял множеству кузнецов внести свою лепту в сам образ. Кстати, на фигуре и сейчас найдется место для медальонов. Так что у молодых и амбициозных художников есть возможность присоединиться к проекту даже десять лет спустя.
Кованые цветки также были привезены и присланы также из самых разных городов и стран, и в сентябре 2012 года, во время XIV кузнечного фестиваля, из них был сформирована своеобразная изгородь. Эти пятьдесят шесть цветков получили название – Европейский Букет.
Почему “европейский”?
Название для нового проекта лежало буквально на поверхности. Ежегодная Конференция Кольца европейских городов-кузнецов в 2012 году должна была проводиться в Донецке. Даты кузнечного форума пересекались с XIV фестивалем Парк кованых фигур и в сентябре в Донецк прибыли мастера почти из двух десятков стран. Большинство участников привезли свои уникальные цветы, из которых и был составлен символический букет.
Кроме Европейского Букета участникам Конференции и фестиваля, в рамках обширной программы мероприятий, была презентована фигура Кузнеца, для которой предстояло изготовить миниатюры.
Достойное место…
На протяжении года из различных городов и стран в Донецк прибывали “медальоны”, которые в последствии были закреплены на каркасе. Большую часть миниатюр привезли непосредственно на фестиваль, во время которого мастера имели возможность самолично закрепить свой элемент в коллективной работе.
С сентября 2013 года творческая композиция “Кузнец” занимает пожалуй самое заметное место в Парке кованых фигур. Этой работой сделан важный тематический акцент. Люди, которые приходят в восторг от мастерства воплощенного в многих экспонатах донецкого музея современного художественного металла, имеют возможность остановить свой взгляд на образе творца и художника, ремесленника и романтика – на образе кузнеца.
А коллективное фото участников ежегодного Фестиваля Парк кованых фигур традиционно делается у подножья этого символичного арт-объекта, и даже взобравшись на него.
…в достойном городе
Гостю современного Донецка едва ли придет в голову, что он приехал в город, который всего-то полтора века назад взял свое начало от кузницы. Да, да! Юзовский завод, давший начало городу, начинался с кузнечного цеха. Причем уже в конце XIX века именно здесь была изготовлена легендарная кованая пальма из рельса.
Наверное не случайно уникальному проекту Парк кованых фигур возник именно в Донецке, и в его центре, в шаговой доступности от памятников выдающимся политическим деятелям и писателям, увековечено одно из древнейших ремесел, пожалуй именно та профессия, с которой начинался весь технический прогресс человечества.