Сквер, ставший в последствии Парком кованых фигур, возник в 1960-е годы, как обычная городская парковая зона. Следует отдать должное архитекторам и градостроителям середины прошлого века в том, что они не забывали, прокладывая магистрали, планируя торговые комплексы, учреждения и жилые кварталы, оставлять пространство для отдыха горожан. На территории Донецка было разбито достаточно большое количество скверов, которые даже не предназначались для аттракционов и кафе, а были местом где можно было почитать газету, скушать мороженое, назначить свидание.
Один из таких скверов занимал пространство между улицами Артема и Университетской, проспектами Мира и Ватутина. Этот сквер, находившийся рядом с городской администрацией и учебным корпусом Донецкого политехнического института, ничем особо примечателен не был. А в 90-е сквер, как и многие объекты культуры и отдыха, пришел в достаточно грустное состояние.
В конце прошлого века, кузнечное дело в Донецке получило серьезный виток развития. Это выражалось не только в появлении кузниц и мастеров, но и в формировании целого общественно-профессионального движения. Состоялись первые фестивали кузнечного мастерства, образовалась Гильдия кузнецов Донбасса. Мастерам было что показать людям, и лидер кузнечного движения — Виктор Иванович Бурдук (заслуженный деятель искусств Украины) предложил мэру Донецка Владимиру Рыбаку идею создания Парка кованых фигур. Городской глава дал согласие на реализацию проекта непосредственно в сквере около городской администрации. Так началась работа над воплощением замыслов, которые вынашивались уже несколько лет.
Первые художественные композиции, положившие начало проекту, были установлены 25 августа 2001 года. Все 11 работ были изготовлены мастерами кузнечного предприятия «Гефест» (г. Донецк). Установлены они были в рабочем порядке, так как в Донецке в эти дни был объявлен траур по поводу трагической гибели шахтеров и торжества, аплодисменты и ленточки были неуместны.
После этого Парк каждый год пополнялся новыми работами. Сначала это были разнообразные садово-парковые скульптуры независимой тематики, но в 2005 году подход несколько изменился. К этому времени набрал популярность донецкий кузнечный фестиваль, который уже не «помещался» одним из мероприятий Дня города и выделился в самостоятельное культурно-массовое событие, обычно проводимое в третьи выходные сентября. Кроме того, мэр города Александр Лукьянченко оценил масштабы проекта и городские власти стали всячески содействовать развитию Парка кованых фигур.
Начались годы застройки Парка целыми Аллеями. В 2005 году возникла Аллея Знаков Зодиака, в 2006-м — Аллея Сказок и так далее. Автор проекта, подготовив очередную идею, считал необходимым показать ее городской администрации. Город обычно обеспечивал все сопряженные работы: заливку фундамента, выкладку новых дорожек и т. п. Такое сотрудничество приносило наглядные результаты — Парк буквально расцветал. Свадебные процессии включили Парк в список мест для обязательного посещения, в сквер приводили мамы своих деток, официальные лица делегации гостей города, влюбленные назначали свидания… Парк кованых фигур превращался в яркую туристическую достопримечательность Донецка.
Проект нашел высокую оценку и в профессиональной сфере. С каждым годом возрастало желание мастеров из разных городов и стран принять участие в очередной работе или даже самостоятельно изготовить композицию. Свои мастерство и труд в Парк кованых фигур вложили кузнецы от Японии до Канады. При отсутствии возможности лично приехать на фестиваль, многие кузнецы присылали свои миниатюры, которые становились элементами или фрагментами больших коллективных работ.
Активное возрождение кузнечных традиций Донецка вызвало естественное желание заявить о себе на международном уровне. И в 2008 году Донецк вступил в международную организацию Кольцо европейских городов-кузнецов, первым из городов постсоветского пространства. Делегация Кольца уже тогда высоко оценила Парк кованых фигур, а автор проекта Виктор Бурдук является членом компетентного совета организации.
Уже в эти годы в развитии Парка проявляются общественно-социальные тенденции. Творческие темы фестиваля перекликаются с важными для города событиями. Так появляются Аллея Колец в 2008 году, Аллея Любимому Городу (2009 год), в честь 140-летия Донецка, Аллея Мастеров (2010 год) посвященная «Евро 2012», композиция Европейский Букет (2012 год), приуроченная к Конференции Кольца и другие проекты.
Еще в 2012 году Парк кованых фигур был удостоен Диплома «Книги рекордов Украины», в котором зафиксировано 163 экспоната. В настоящий же момент их количество свыше 230. Значимость некоторых композиций Парка даже сложно оценить в наше время. Огромным символизмом и духовностью наполнены такие работы как «Мост Дружбы», «Кузнец», Часовня святых бессребреников Космы и Дамиана. Многие экспонаты имеют весьма интересную историю и представляют ценность не только как художественные работы.
Культурную и воспитательную роль Парка кованых фигур сложно переоценить. Однако, в его жизни наступили не легкие времена. Давно став де-факто музеем декоративно-прикладного искусства под открытым небом, Парк не имеет официального статуса музея. В тоже время кузнецы Донбасса находятся в трудной экономической ситуации и не имеют возможности должным образом производить регулярные реставрационные и профилактические работы. Необходим новый виток развития проекта, который позволит обеспечить сохранность этого уникального объекта для потомков.