Ср. Апр 24th, 2024
Евгений Лавриненко

Сегодня, 25 сентября 2013 года, проекту donbass.NAME исполняется 5 лет. Это уникальная по замыслу и формированию летопись Донбасса,  в которой собрано множество интереснейших фактов из жизни края, начиная с IV-III в. до н.э. и заканчивая днем сегодняшним. Можно смело сказать, что, в отличие от многих однодневок, где меняется состав учредителей и коллектива, проект donbass.NAME появился  и существует онлайн в основном благодаря одному человеку – Евгению Юрьевичу Лавриненко. К его чести сказать, личности скромной, достаточно глубокой и многогранной. Многие знают его как профессионала с огромным стажем, кто-то по ошибке считает его кузнецом, но на самом деле…

Знакомьтесь, Евгений Лавриненко – генеральный директор Бюро рекламно-информационных технологий “Эльф”, секретарь Гильдии кузнецов Донбасса, исполнительный директор проекта “Парк кованых фигур”, исполнительный директор Творческого союза “Кузнецы и мастера художественного металла Украины”, председатель правления Ассоциации Дартс Донбасса, руководитель проекта donbass.NAME, главный редактор “Журнала о металле”, фотограф, поэт, писатель, журналист, играет на гитаре, поет, иногда музыцирует на губной гармошке и варгане, а бывает, что на показательных выступлениях танцует джайв.

Итак, узнаем подробнее о Евгении Лавриненко, лицо которого многим кажется знакомым, и проекте donbass.NAME, над которым он работает.

Как в 2008-м появился проект donbass.NAME

Этому предшествовали несколько месяцев работы над проектом. 9 июля было принято решение о старте проекта, идея создания которого возникла еще года за полтора, но по различным причинам не приступали к ее реализации. 9 июля 2008 года начали работу, и 25 сентября того же года мир увидел онлайн-летопись Донбасса. Это достаточно своеобразная хронология жизни Донбасса, которая наполняется, условно говоря, архивной информацией по мере ее нахождения, а также может пополняться и совершенно свежей информацией сегодняшнего дня. Это события, которые имеют достаточно высокую значимость историческую, пусть даже регионально-историческую, но людям любопытно будет через 10, 20, 30 лет узнать, что в такой-то день что-то происходило в Донбассе…

Балтийск, Донецк, Маируполь и другие города

Донецк – пожалуй самый родной по духу.  Балтийск, в котором я родился, не помню, покинул его в 17 дней. Поэтому свой родной город в буквальном смысле я не помню, не знаю. Хотя, говорят, первое, что я увидел на улице, – это Балтийское море, когда меня мама в окошко показывала папе. Первые 3 года жил в Ташкенте, потом в Донецке, Краснодаре. В Донецке прошли школьные годы. Затем учился в Горловке – филиал ДПИ, автотранспортный факультет. Рабочий стаж начался в Донецком автотранспортном предприятии с самого начального уровня – ученика автослесаря. Уже через 11 месяцев получил 4-й разряд, а затем, после курсов повышения квалификации при Министерстве автотранспорта Украины, работал на инженерно-технической должности контролера технического состояния автомототранспортных средств. Совершенно случайно был направлен профсоюзом в детский лагерь, окунулся в работу с детьми, что заставило передумать продолжать учебу на автотранспортном факультете. После некоторых размышлений поступил на подготовительный факультет, а затем и стационар математического факультета ДонГУ (сейчас ДонНУ). Работал репортером на фотофабрике, получил 3-й разряд фотографа (ДГПО “Луч”). Организовал работу фотостудии.

Донецк

Да, это Мариуполь, в котором я прожил и проработал 10 лет. Как раз было время обновления рынка рекламы. На тот момент мне пришло уйти от других точек приложения – до этого я работал фотографом, руководил фотостудией в Донецке, работал с детьми в детском лагере под Мариуполем. Но в начале 90-х, как мы все помним,  экономическая ситуация была очень специфическая, и  ни на педагогическом поприще нереально было прокормить семью, ни на поприще фотографии. В тот период бытовая фотография практически отсутствовала, потому что у людей не было денег, тогда свадьбы проходили без фотографов. А рекламное фото как таковое еще не началось. Тогда мы делали работы плакатов, знаменитый ансамбль “Зарево” отправляли, так сказать, на гастроли. Им нужны были слайды для афиш, и мы их делали, съемки для плакатов страховой компании “Полис”. Но такие работы возникали раз в полгода, раз в год. Это очень мало для того, чтобы фотостудия могла существовать, и фотографы могли получать удовлетворительную, я не говорю хорошую, заработную плату. И поэтому на том этапе пришлось пересмотреть некоторые точки приложения. И плюс по семейным обстоятельствам складывалось так, что можно было попробовать поменять город – переехал в Мариуполь. И так исторически сложилось, что в Мариуполе я запустил первое в городе рекламное агентство “Jazz”. Это был 1993 год, можно сказать, что уже в 1995 году “Jazz” в городе знали.

Чем реклама 90-х отличается от нынешней

Специализацию рекламного агентства того времени сформулировать достаточно непросто. Дело в том, что в то время многие рекламные технологии только появлялись на рынке. Безусловно,  многие рекламные агентства начинали с наружной рекламы. Это изготовление вывесок, рекламных щитов. Биг-борды тогда только появлялись, причем, сетевых агентств  еще фактически не было, и мы занимались такой работой эпизодически. А вот какие-то вывески, объемные буквы, с элементами подсветки, художественно-оформительские работы, как это когда-то называлось, этого приходилось делать достаточно много. И полиграфия. Тогда рынок полиграфии фактически только формировался, очень многие отечественные производства еще не были готовы к уровню полиграфии, соответствующего рекламе. Было что-то в Киеве, Днепропетровске, Харькове. В Донецке хуже, чем в других городах. Львов – достаточно полиграфический город, учитывая традиции еще со времен первопечатника Федорова. Но в целом общий уровень отечественной полиграфической продукции был невысок. Но вот он на наших глазах рос, и мы сами приучали клиента к глянцевой бумаге, более качественной, различным видам печати – шелкотрафаретной, офсетной. Это два ключевых момента, но при этом клиенту нужны были решения самого различного плана. Тем более, на том этапе многое приходилось делать впервые. Поскольку подобные задачи никто рядом с тобой не делал, приходилось подходить к их решению нетривиально.

Сейчас, когда есть Интернет, упрощаются многие моменты, но и уходит много лишнего времени. Тогда были сложности с получением информации, литература рекламного, маркетингового характера только появлялась, причем, не в свободной продаже, а на специализированных выставках. Нужно было поехать на выставку в Киев и за достаточно большую по тем временам сумму купить несколько книжек, например, Арман Дайан или Дэвида Огилви. С одной стороны, это вызывало определенный информационный голод, но с другой стороны, ту информацию, которую мы получали, можно было считать первоисточником. На сегодняшний день маркетинговой, рекламной литературы намного больше, но насколько она качественная – это уже другой вопрос. Сейчас некоторые книжки издаются только, чтобы зарабатывать деньги, т.е. люди что-то перечитали, переписали, что-то добавили, что-то выбросили, и появилась как бы новая книжка, но на самом деле она не несет достаточного количества полезной информации, а даже может ввести кого-то в заблуждение.

“Любой мастер любого дела учится всю жизнь”

На Востоке говорят: “Созрел ученик – появился учитель”. Учиться никогда не рано, никогда не поздно, человек должен стремиться к этому. Сегодня многие молодые люди, которые получают диплом, считают, что на этом обучение закончено. Я с ними в корне не согласен, потому что диплом всего лишь свидетельствует о том, что они получили какое-то количество информации из какой-то области. Любой мастер любого дела учится всю жизнь. Процесс обучения, по сути своей, бесконечен. Конечно, в те времена с процессом получения информации возникали некоторые сложности. Когда человек что-то делает, к чему-то прилагает труд, это вызывает определенные трудности.

Безусловно, были различные люди, всем им я очень благодарен, у которых на разных этапах я чему-то учился. Но не стоит воспринимать буквально, что мне кто-то рассказывал, как делать “вот это”. Своим первым учителем с точки зрения графики, дизайна я считаю художника-оформителя, с которым я столкнулся еще когда-то на производстве. Мне по комсомольскому поручению нужно было рисовать стенгазету, я у него в мастерской ее рисовал. Я прашивал, он подсказывал. Хотя, нужно сказать, Валерий Николаевич поначалу относился ко мне достаточно скептически, наверное, до меня у него было много таких, которые пытались предложить ему бутылку, чтобы он сделал за них их работу. Но когда он увидел, что я пытаюсь делать сам, он отнесся ко мне очень уважительно и дал мне много грамотных профессиональных советов, многие из которых я помню до сих пор. На самом деле, законы колористики, композиции – одни и те же для художественно-оформительской работы, для фотографии. У человека должен вырабатываться вкус, профессиональный подход, зрелый взгляд с практической точки зрения.  Т.е. не забывать за красотой шрифта о его функциональности, понимать, как это будет смотреться, насколько он будет читаться, легко запоминаться. Тут достаточно много различных аспектов, они нарабатываются, когда человек внимательно прислушивается к мнению людей сведущих, и в результате он приобретает свой опыт.

На самом деле рекламное агентство “Jazz” существовало в двух городах. В общей сложности агентство просуществовало в течение 8 лет, последний период был экономически достаточно трудным. По этим и еще по некоторым причинам мне пришлось задуматься о смене места творчества. В первое время желания создавать новое РА не было, хотелось реализовывать свои знания, умения и навыки уже в существующей структуре, как и получилось. В конечном итоге я возглавил новое рекламное агентство “Эльф”, идею, дизайн и название которого сам и разрабатывал. Ведь эльфы – народ веселый, добрый, но в то же время отличается высоким мастерством в стрельбе из лука. Бить точно в цель – незаменимое умение в рекламном деле.

Рекламное агентство или все-таки бюро?

Мы назвали наше предприятие “Бюро рекламно-информационных технологий”. “Бюро” в переводе на наш язык – это контора, которая решает те или иные вопросы, это обозначено следующими словами “рекламно-информационные технологии”. Реклама сама по себе без информации мало что значит, поскольку реклама сама по себе призвана доносить информацию от производителя к потребителю. И если РА не является мастерской по художественно-оформительским работам, оно должно иметь свои различные медиа-каналы.

При выборе названия мы старались не следовать шаблонам типа “агентство полного цикла”, а в точности определить для потребителя спектр наших услуг. Потому что давно ставшее популярным выражение «агентство полного цикла» всем понятно, но на самом деле не отвечает действительности. Само понятие “полный цикл” подразумевает, что весь производственный цикл заканчивается. Агентство по своей сути – это предприятие, которое агентирует, сопровождает, оно не обязано иметь полный цикл технологий, оно может врезаться в цепочку тех или иных технологических решений и даже иметь у себя какие-то полные производственные циклы. Но, представляя размах приложения различных технологических отраслей в рекламе, никакое рекламное агентство не может иметь полный цикл у себя – это офсетная, цифровая и широкоформатная полиграфия, 3D-графика, обработка пластика, обработка пленки, лазерная гравировка, фото и видеопроизводство, голограммы, металлообработка, деревообработка, обработка камня, воздушные шары. И представить себе такого монстра – это какой-то Диснейленд, поставляющий продукцию всех видов. Наверное, агентством полного цикла мог бы назвать себя Голливуд, и то, это не одно предприятие, а группа творческих объединений.

В первое время одной из наиболее активных наших позиций была организация и проведение промоушн-акций. У нас есть опыт, контакты, наработки определенных акций в этом направлении – призовые продажи, акции, дегустации… И, естественно, мы занимались и продолжаем заниматься полиграфией. Первым нашим заказчиком на сувенирную продукцию как раз под Новый год стал Донецкий завод металлических спецпрофилей “Эллипс”, с которым мы дружим до сих пор. Мы стараемся сопровождать наших клиентов….
На сегодняшний день мы расширили спектр услуг “БРИТ “Эльф” созданием сайтов и фото и видеопроизводством.

Максимальное удовлетворение – создавать хороший доброкачественный пиар

Интереснее, конечно, когда заказчик ставит задачу с нуля. Есть товар, который нужно продвигать на рынке, есть бюджет. Здесь задача интересна тем, что это не механика выполнения, а задача маркетингового характера, когда нужно представить, насколько целесообразны те или иные решения, предложить клиенту то ли буклеты, то ли открытки того или иного формата, то ли адресную рассылку. Без этих знаний усилия могут оказаться или стрельбой из пушки по воробьям, или совсем в другую сторону.

Вспоминая весь путь, начиная с 1991 года, т.е. это уже 23 года в рекламе, можно сказать, что не все вещи делались на высочайшем уровне, всегда был вопрос времени, технологий, которые были доступны, и бюджета. Мы прекрасно понимаем, что фильм можно снять и за 1000 долларов, и за 1 млн. долларов, и в конечном итоге это будут совершенно разные фильмы.  То же самое и в любой другой отрасли. Говоря об интересе в нашей работе, можно сказать, что реклама на сегодняшний день не очень интересна. Рынок уже сформировался, и в большей степени играют роль не идеи, а бюджеты. А работая в регионе, несколько наивно ожидать каких-то глобальных бюджетов транснационального уровня. Отсюда – реалии.

Сейчас нам интересен хороший доброкачественный пиар, расцвет которого западные специалисты предсказали еще в прошлом тысячелетии. Например, Эл и Лора Райс говорили на опыте их рынка о конце рекламы и расцвете пиара. Потому что при насыщенности на то время их рынка рекламы идет прямое сообщение «купи вот это», но это еще не значит, что человек во всем море таких обращений принимает решение. Вот в этом случае совершенно специфическую роль занимает правильный пиар.

А второй интерес – интерес к каким-то проектам. Проект – это целостная конструкция, которая имеет свое начало, развитие, в каждый проект входят новые люди, технологии, новые решения. Если проект содран под кальку – это копия, а копия всегда хуже оригинала. А проект, который самим выношен, который нашел поддержку со стороны, общими усилиями реализован и дает какой-то результат – он как ребенок, который родился, рос, чего-то достиг, меняется на разных этапах, и мы за этим наблюдаем. Вот работа над такими проектами – интересна. Есть тяготение к социально полезному, чтобы не просто быстро нарубать капусты, а создать то, от чего люди получили бы эстетическое, культурное удовлетворение, что несло бы что-то положительное людям. Хороший пример такого интересного проекта – XV Международный фестиваль кузнечного мастерства, который прошел на выходных 21-22 сентября в Донецке.

Беседовала Наталья Герман

Добавить комментарий